Пятница, 26.04.2024
портал о психическом здоровье
Меню сайта
поиск...
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Rambler's Top100
Главная » Статьи » ПСИХОЛОГИЯ-ДУША-ВЕРА

Болезнь и Вера

Истинной молитве и любви человек учится в тот час, когда молитва становится невозможной, а сердце обращается в камень. Томас Мертон

Давайте откроем Библию, через многие страницы которой проходит диалог скорбящего и утешающего.



Слово скорбящего: О, если бы верно взвешены были вопли мои, а вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно бы перетянуло песок морей (Иов 6.2.3)
Слово утешающего: Кто это говорит: «И то бывает, чему Господь не повелит быть? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» (Плач 3.37-38).
Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов 2.10).

На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душою, которые ждут смерти, и нет ее; которые взрыли бы ее охотнее, нежели клад; обрадовались бы до восторга, что нашли гроб? Вздохи мои предупреждают хлеб мой,  и стоны мои льются, как вода. (3. 20-24
Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И не одна из них не забыта у Бога, не падет на землю без воли Отца вашего Небесного. А у вас и волосы на голове сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц (Лк. 12.7)

Господь отдал меня в руки, из которых не могу подняться... Око мое, око мое изливает воды, ибо далек от меня утешитель, который оживил бы душу мою! (Плач 1.14.16)
Господь кого любит, того и наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если же вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами; ибо есть ли такой сын, которого бы не наказывал отец? (Евр. 12.6.7).
Будучи судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными от мира (1 Кор.11.32)

За что так упорна болезнь моя и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание (Иер.15.18).
Нет мира в костях моих от грехов моих; я совсем поник, весь день сетуя хожу; я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзаний сердца моего (Пс. 37.4.7.9)
Искушает тебя Господь Бог твой. Чтобы узнать, любишь ли ты Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей (Втор.13.3).
Блажен человек, которого вразумляет Бог, и поэтому наказания вседержителя не отвергай (Иов 5.17

Сердце мое поражено и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой... От голоса стенания моего кости мои прильнут к плоти моей. Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле (Пс. 101.5.6.8)
<!--[if !supportLineBreakNewLine]--><!--[endif]-->
Близок Господь к сокрушенным сердцем (Пс.33.19).
И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во время скорби (9.10).
Он причиняет раны и сам обвязывает их; Он поражает и его же руки врачуют (Иов 5.18).

Утомлен я воздыханиями моими, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою (Пс.6.7). Душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней; я стал как человек без силы. (Пс. 87.4.5.).
Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. (2 Кор. 4.16). Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам его (1 Пет. 2.21).

Восстань! Что спишь, Господи! Для чего скрываешь лице Свое, забываешь скорбь нашу и угнетение наше? Восстань на помощь нам. (Пс 43.24.25.27).
Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей (Ис. 41.10).

Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет!(Пс. 21.12)
Не бойся: ты – Мой. Будешь ли переходить через воды – Я с тобой, - чрез реки ли, не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь – не обожжешься, а пламя не опалит тебя (Ис.43.1.2).



Один из святых отцов рассказывал: "будучи в Александрии, зашел я помолиться в церковь. Перед иконой Спасителя, вся в черном, стояла женщина и страстно молилась: «Оставил Ты меня, Господи. Помилуй Ты меня, Милостивый!». «Чего это она так плачет? Видно, вдова она, и кто-то ее обижает», - подумал я и решил поговорить с ней, чтобы успокоить и утешить.


Дождавшись окончания ее молитвы, я подошел к ней и спросил:

- Видно обижает тебя кто-нибудь, что ты так плачешь?

- Ах, нет, - ответила она и снова заплакала, - нет, отче, не знаешь ты моего горя... Среди людей я живу, и ни от кого не терплю оскорбления. А плачу я о том, что поскольку я забываю о Боге, то и Бог забыл посещать меня, и три уже года, как я не знаю никакой скорби. Думаю поэтому, что Бог за грехи мои оставил меня, не посылает мне никаких скорбей, и вот плачу перед Ним, чтобы он помиловал меня по милости Своей.

Выслушав от нее это, я удивился богобоязненной и крепкой ее душе и, молясь за нее Богу, доселе дивлюсь ее крепости.

 

Святые отцы пишут, что "скорби для христианина сами по себе – великая милость Божья. Это – целебный бальзам против страстей, воюющих нашу душу; это - лучшее средство для очищения нашей души от тех нечистот, которые вносит в нее грех; это – отрадный крест, который как лестница, может возвести нас на небо; это легкое бремя Христово, которое может обратиться в крылья, возносящие нас в царствие небесное, и поэтому – скорби - залог любви Божьей к нам, ибо дают нам возможность самым делом идти за Господом со своим собственным крестом на раменах".

В «Основах социальной концепции Русской Православной  Церкви», принятых в 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе, сказано: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей».

Исходя из этого, православие выделяет два типа депрессии:

1. Депрессию, как страсть.

2. Депрессию, как психическое заболевание, т.е. от естества.

1. Депрессия как страсть или невротическая депрессия


Это депрессия, которая возникает как наказание за грехи. В результате этого, грех оказывает разрушающее действие на душу человека, вызывая заболевание. В соответствии с учениями о страстях, депрессия возникает вследствие «поработивших душу страстей»: уныния и печали. Уныние и печаль принадлежат к восьми основным человеческим страстям и стоят, соответственно, на пятом и шестом местах. Все страсти вызывают бесы, которые находят прибежище в человеческой душе. При депрессии в душе поселяется бес уныния, о котором так много говорится в писаниях святых отцов.

Печаль

<!--[if !vml]-->Печаль – это тоска, потеря надежды, веры в милость Божью, малодушие. Серафим Саровский говорил: «Печаль – червь сердца». Причиной печали, по мнению святых отцов, является неудовлетворенность какой-либо страсти. Причиной печали часто бывают ссоры, нереализованные,  завышенные притязания к миру, к людям, несбывшиеся мечты.

Крайним видом печали является отчаяние, когда человек вместо того, чтобы собрать все свои силы и бороться с надвигающимися трудностями, впадает в состояние безысходности и оцепенения. Иногда это состояние достигает такой степени, что появляется мысли о самоубийстве, которое христианство считает смертным грехом.

Печаль может носить и духовный, то есть нестрастный характер, как сожаление о совершенных грехах. Такая печаль кротка, смиренна, терпелива. Многие святые были великими печальниками, но в то же время излучали внутреннюю радость, тепло, и этот духовный свет чувствовали те, кто сталкивался с ними. «Любящий мир (под миром здесь понимается страстные ощущения) много имеет печалей, а презирающий все, что в мире, всегда весел», - писал преподобный Нил Сирин. Таким образом, тот, кто обуздал свои страсти и желания освобождается и от печали.

Но у нестрастной печали есть антипод – это страстная печаль или меланхолия. И, не смотря на внешнее подобие, эта печаль по своей сути совсем другая - жесткая и агрессивная. Бывает так, что эта печаль возникает внезапно, без видимых причин, по промыслу Божьему или как результат бесовских наваждений.

Уныние

<!--[if !vml]-->«Если возобладает нами дух уныния, то душе подлежит великий подвиг. Лют сей дух, жесток дух уныния, а в соединении с духом скорби, когда способствует, помогает сему последнему, он бывает лютее и тягостней. Когда воздвигаются на душу жесткие волны уныния, человек теряет надежду когда-нибудь видеть конец их, а враг при этом влагает убийственную мысль, что великое его страдание, в настоящее время, впоследствии еще больше увеличивается, что он оставлен от бога, что Бог о нем уже не печется. Что все это случилось без промысла Божия и что ему только одному приключилось это, а у других это никогда не было и не бывает», - пишет Ник Сирин.

Святые отцы называли уныние скукой или тоской сердечной, слабостью души или ее изнеможением, а иногда всепоражающей смертью. Григорий Синаит называл уныние «жесткой» страстью. «Из всех восьми представителей злобы дух уныния есть тягчащий», - говорит св. Иоанн Лествичник. Действительно

для каждой страсти существует оружие, которое ее побеждает – определенная добродетель. Чревоугодие побеждается воздержанием, сребролюбие - нестяжанием, гордость - смирением и т.д. Только против уныния нет такой добродетели. Но зато, по мнению святых отцов, ни одна страсть не доставляет человеку столько венцов, как уныние. Борьба против этой страсти – есть величайший подвиг.

Уныние, по мнения святых отцов, поселяется в душах тех, кто сильно привязался к всему земному, с головой погрузился в чувственные наслаждения и забыл о свой душе.

По мнению церкви от невротической депрессии человек может избавиться, уповая на Бога, на его бесконечную милость. Главным оружием против депрессии является, конечно же, обуздание страстей, поскольку если не будет причины, порождающей депрессию, то само собой исчезнет и  само заболевание. Вообще святые отцы считали, что в основе всех душевных страданий лежит гордыня. Поэтому именно через смирение человек может избавиться от депрессии.

Очень сильным средством против депрессии может стать молитва. По совету Иоанна Лестничего, при унынии нужно произносить молитву: «Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни меня во царствие твоем!». Молитву следует читать медленно в течении 5 или 10 минут, покуда не успокоится душа.

И конечно же, лучшим лекарством против уныния для христианина является исповедь, которая поможет снять с души тяжелый камень. Недаром в молитве, которую читает  перед исповедью священник, есть такие слова: «пришел еси во врачебницу (духовную), да не исцелен отыдеши », что означает «пришел в духовную больницу, да не уйдешь не исцеленным».

2. Депрессия, как психическое заболевание, т.е. от естества или эндогенная



Такая депрессия возникает в силу биологических изменений, происходящих в организме человека. Поэтому эта депрессия лечится естественными способами, которые существуют в арсенале любого врача-психиатра.  Показательной здесь является история, рассказанная одним из священников:

<!--[if !vml]-->"Мне вспоминается еще один случай. Был в Париже замечательный иконописец, еще не совсем зрелый, который вдруг заболел - он начал чувствовать запах серы. Его мать и сестра решили ему не перечить, в надежде, что он успокоится. Когда он говорил им, что он чувствует запах серы, они тянули носом и говорили, что это правда. По мере того, как это происходило, ему делалось все хуже. И тогда благочестивая семья обратилась к Церкви. Я помню, как этого молодого иконописца отчитывали, исповедовали, кропили святой водой, причащали, мазали маслом, а ему становилось все хуже. Я тогда был врачом, и ко мне обратились с вопросом: что делать. Я своим ответом очень рассердил их:

- Бросьте все это. Он болен, а не одержим. Пошлите его в больницу, чтобы к нему применили электрический шок (в то время это было единственным, что умели делать в этой области). Я помню, с каким возмущением и семья, и духовенство ко мне обратились

- Как ты можешь? А вдруг это на самом деле одержимость, что ты об этом знаешь?

- Простите. Но я только одно знаю, хотя это вам может показаться циничным, что электрический ток, если это одержимость, никаким образам бесу не повредит. А если это просто болезнь, то наш друг выздоровеет.

И он выздоровел через год. Но за время этой болезни случилось нечто чрезвычайно интересное. Он вступил в болезнь незрелым иконописцем, а вышел - созревшим. Его иконы стали иные, зрелые, глубокие. И мы ставили перед собой вопрос: что же это такое? Каким образом это может быть? И уже позже я нашел ответ у св. Иоанна Кронштадтского: "Есть души очень хрупкие, они могут быть разбиты окружающим миром. И Бог спускает между такой душой и миром пелену или безумия, или какого-то частичного отчуждения и непонимания, пока эта душа не созреет. Она может и вовсе не созреть на этой земле, но она будет созревать в тишине этого, так называемого, безумия, этой отлученности от окружающего мира и вступит в вечность зрелой, созревшей. А иногда бывает, что эта пелена снимается, как это случилось с иконописцем. И вдруг оказывается, что за этой пеленой происходит нечто ведомое только Богу и самому человеку, и во что никакая человеческая сила не должна вмешиваться." 

 







Источник: http://www.lossofsoul.com
Категория: ПСИХОЛОГИЯ-ДУША-ВЕРА | Добавил: Dimian (01.01.2010) | Автор: Дмитрий Анисеев E W
Просмотров: 2303 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Dimian  
0
"Есть души очень хрупкие, они могут быть разбиты окружающим миром. И Бог спускает между такой душой и миром пелену или безумия, или какого-то частичного отчуждения и непонимания, пока эта душа не созреет. Она может и вовсе не созреть на этой земле, но она будет созревать в тишине этого, так называемого, безумия..."

Вот я позволю тут себе немного личной информации. Подобная пелена между мной и миром, о которой говорится выше, присутствовала у меня с самого детства. Я не от мира сего с самого начала. И я действительно с детства был очень чувствительным ко всему происходящему, тем более, что скорбей нашей семье послано было множество. В один прекрасный день я решил насильственно разорвать эту пелену и прорваться к миру и к людям, которые были рядом со мной. И стать "как все", убив свою индивидуальность.Но на мне словно проклятье какое-то: я как губка стал впитывать все то плохое, что было вокруг, хотя было и хорошее, но я его словно не видел. Беда, когда подобным образом хрупкий человек начинает воевать в одиночку с жестоким миром и страстями, впитывая их в себя и еще больше разоряя бедную, убогую душу умертвляя ее еще и гордыней, и похотью, и открывая настежь врата бесам и прочим невидимым тварям. Стоит ли удивляться, что сейчас я сижу и пишу все это, а пелена между мной и миром так и не спала?


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
MedLinks - Вся медицина в Интернет
Copyright PND © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz